Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия

…Жизнь - бесконечное познанье.... Возьми свой посох и иди! ...И я иду....

Максимилиан Волошин

Сайт выполнен в рамках проекта РГНФ 16-34-00032 «М.А.Волошин в отечественной литературной и философской критике»
Главная / Волошин: pro et contra / Зеленая змея. История одной жизни <Фрагменты>

Зеленая змея. История одной жизни <Фрагменты>

Впервые: M. Voloshin. Die grüne Schlange. Lebenserinnerungen. Stuttgart, 1955. Печатаются фрагменты по: Волошина М. (Сабашникова М. В.) Зеленая Змея. История одной жизни / Пер. с нем. М. Н. Жемчужниковой. Вступ. ст. С. О. Прокофьева. М.: Энигма, 1993. С. 113–114, 118, 120, 122, 133, 137–140, 142, 144–145, 170, 229, 250–252. Используются примечания, выполненные С. В. Казачковым и Т. Л. Стрижак.
В книге М. В. Сабашниковой Волошину уделено немного места. В настоящее издание включены иные фрагменты, чем в сборник «Воспоминания о Максимилиане Волошине», составленный В. П. Купченко.

Примечания:

1 В этом фрагменте из главы «Встречи» речь идет о посещении выставки французких художников в картинной галерее С. И. Щукина (Москва) и знакомстве М. Сабашниковой с М. Волошиным 11 февраля 1903 г.
2 В 1903 г. Волошину было 26 лет.
3 Строка из стихотворения «По ночам, когда в тумане…» (1903), повторенная в стихотворении «Таиах» (1905).
4 М. Сабашникова общается с М. Волошиным в Париже весной 1904 г. (Глава «Закатный блеск культуры»).
5 Этот и следующий фрагменты из главы «Вопросы к эпохе» относятся к осени 1904 г.
6 В подобных репликах Сабашниковой проявляется ее раздражение в адрес Волошина. Ср. ее слова в письме А. М. Петровой: «Честный безукоризненно в жизни, он в мысли — шарлатан» (СС, 9, 602).
7 В 1905 г. Сабашникова слушает лекции Р. Штейнера в Берлине (Глава «Час пришел, человека еще нет»). На некоторое время в Берлин приезжает и Волошин.
8 Речь идет о событиях 1906 г. Венчание Волошина и Сабашниковой состоялось 12 апреля 1906 г. в Москве. В своих мемуарах Сабашникова ни словом не упоминает о том чувстве любви к Волошину, которое очевидно в ее письмах к нему в 1905 г. См.: СС, 11.
9 Теософский конгресс проходил в Париже с 3 по 6 июня 1906 г. Речь Р. Штейнера была напечатана в русском переводе под заглавием «Теософия в Германии в конце 18 и в начале 19 века» в 1907 г.
10 Олькотт Генри Стил (1832–1907) — писатель, адвокат; познакомился с Е. П. Блаватской и вместе с ней в 1875 г. основал в Нью-Йорке Теософское общество, президентом его был до самой смерти. С 1879 г. издавал журнал «Теософ».
11 «Русский цикл» Р. Штейнера, посвященный космогонии, читался в Париже в частном доме для русских слушателей, к которым присоединились другие участники конгресса; цикл закончился в помещении Теософского общества. Из 18 лекций половина была опубликована в переводе Е. Писаревой в журнале «Вестник Теософии» за 1911 год под названием «Эволюция мира и человека». Лекции вошли в Полное издание трудов Р. Штейнера (GA, 94) под названием «Космогония».
12 Шюре Э. (1841–1929) — французский писатель, теософ, впоследствии антропософ. Русский перевод книги «Великие посвященные» вышел в Калуге в 1914 г. Знакомство Шюре со Штейнером состоялось в Париже 24 мая 1906 г.
13 Фрагмент главы «Коктебель». В Коктебель супруги Волошины прибыли летом 1906 г.
14 Волошин похоронен на горе Кучук-Енишары на противоположной от Карадага стороне Коктебельской долины.
15 Фрагмент, завершение главы «Коктебель», начинает новую тему воспоминаний — драму, развернувшуюся на «башне» Вяч. Иванова.
16 Намерение Волошина и Сабашниковой ехать в Мюнхен слушать лекции Р. Штейнера не осуществилось.
17 В следующих главах «Башня», «Заколдованный сад» и «Ночная скиталица», многократно цитированных при описаниях драмы в отношениях двух супружеских пар, упоминания о Волошине кратки. В них можно выделить лишь следующие характеристики: «О том, что мы находимся среди людей, у которых жизнь чувств шла анормальными путями, мы — Макс и я — в своей наивности не имели ни малейшего представления» (с. 155); «Однажды вечером Вячеслав сказал мне: «Я сегодня спросил Макса, как он относится к близости, растущей между тобой и мной, и он ответил, что это его глубоко радует. Этот ответ был мне понятен, я ведь знала, как Макс любил и чтил Вячеслава; он сказал чистую правду, он действительно так чувствовал» (с. 161); далее, сообщая об отъезде Волошина в Коктебель, Сабашникова добавляет: «Может быть, он — фанатик свободы! — считал, что он должен предоставить мне полную свободу решений?» (с. 162); описывая ситуацию неполучения ею волошинских писем из Коктебеля, она повторяет: «Я удивлялась, что Макс не пишет, но думала, что он хочет предоставить мне полную свободу» (с. 164).
18 Фрагмент главы «Ученик», в нем Сабашникова говорит о весне 1908 г., когда она живет в Германии и едет в Гамбург слушать лекционный цикл Р. Штейнера, посвященный Евангелию от Иоанна. Здесь краткое упоминание о встрече с Волошиным — свидетельство критического отношения Сабашниковой к волошинским мыслям, она подтверждает его неправоту ссылкой на Штейнера.
19 См. стихотворение Волошина «Иуда-апостол».
20 Мф ХХYII, 5.
21 Иванова Анна Николаевна (1877–1939) — племянница отца М. В. Сабашниковой.
22 М. В. Сабашникова и А. Н. Иванова приехали в Коктебель 24 сентября 1913 г.
23 Гётеанум, двухкуполное здание для представления драм-мистерий (названное Иоганнесбау по имени их главного героя Иоанна), строившееся в Дорнахе под Базелем, завершено в 1915 г., сгорело в ночь 31 декабря 1922 г.
24 Поэма Гёте (1785).
25 Вероятно, голландка Ван-Дрей.
26 Последний фрагмент книги, посвященный М. Волошину (глава «Ковчег»).
27 Мария Степановна Волошина, урожд. Заболоцкая (1887–1976).

Скачать