Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия

…Жизнь - бесконечное познанье.... Возьми свой посох и иди! ...И я иду....

Максимилиан Волошин

Сайт выполнен в рамках проекта РГНФ 16-34-00032 «М.А.Волошин в отечественной литературной и философской критике»
Главная / Волошин: pro et contra / Творчество как мистический опыт. Религиозная самоидентификация поэта

Творчество как мистический опыт. Религиозная самоидентификация поэта

С. Лютова. Марина Цветаева и Максимилиан Волошин: эстетика смыслообразования. — М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2004.


Примечания:

9 Внутритекстовые сноски в круглых скобках (буквы и римские цифры до запятой – название и № тома, после запятой – № страниц)
даны на сочинения М. Цветаевой, опубликованные издательством «Эллис Лак» в 1994 – 2001 гг.:

ПУБЛИКАЦИИ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ
1. Собрание сочинений в семи томах. М., 1994 – 1995;
2. Неизданное: Сводные тетради. М., 1997 (НСТ);
3. Неизданное: Семья: История в письмах. М., 1999 (НСИП);
4. Неизданное: Записные книжки. В 2-х т. М., 2000 – 2001 (НЗК1 или НЗК2).
Внутритекстовые сноски, обозначенные арабскими цифрами в круглых скобках (до запятой – номер книги в списке, после запятой – номера страниц), являются сносками на следующие
ПУБЛИКАЦИИ М.А. ВОЛОШИНА:
1. Волошин М. Из литературного наследия. Вып. II. СПб., 1999.
2. Волошин М. Избранное. Минск, 1993.
3. Волошин М. История моей души. М., 1999.
4. Волошин М. Лики творчества. Л., 1988.
5. Волошин М. Россия распятая. М., 1992.
6. Волошин М. Стихотворения и поэмы. СПб., 1995.

10 Н. Пенник, П. Джонс. История языческой Европы. СПб., 2000. С. 116–117.
11 Гераклит Ефесский. Фрагменты / В пер. В. Нилендера. М., 1910.
12 Серяков М.Л. «Голубиная книга» – священное сказание русского народа. М., 2001. С. 159.
13 Л. Леви-Брюль. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1999. С. 62, 64, 82.
14 Н. Пенник, П. Джонс. Указ. соч. С. 116.
15 Серяков М.Л. Указ. соч. С. 160.
16 М. Цветаева. Письма к Наталье Гайдукевич. М., 2002. С. 59.
17 Лютова С.Н. Проблема свободы воли в творчестве М. Цветаевой // XXI век: будущее России в философском измерении:
Материалы II Российского философского конгресса: В 4 т. Т. 4. Ч. 2. Екатеринбург, 1999. С. 227.
18 Лютова С.Н. М. Цветаева в зеркале пушкинской строфы // Философия и поэзия: Материалы 2-й Всероссийской конференции.
Рязань, 2000. С. 60.
19 Кураев А. Соблазн неоязычества. М., 1994. С. 34, 41.
20 Неоязычество на просторах Евразии / Сб. под ред. В. Шнирельмана. М., 2001. С. 4.
Не ставя под сомнение наличие тревожащих тенденций в неоязыческом движении, хочу выразить сожаление, что авторы
сборника только на них акцентировали внимание. Остаѐтся недоумевать, чем же описанное ими дремучее мракобесие привлекательно для
«городских интеллектуалов» (выражение В. Шнирельмана).
Кроме того, вменяемый всем неоязычникам национализм, согласитесь, отличается «лица не общим выраженьем» в случае наших
доморощенных поклонников американских индейцев или в случае толкинистов-эльфов, близких к неоязычникам.
21 Цит. по: Эткинд А. Великий труд «пытливого ума» [ вступительная статья к книге] //
Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994. С. 8.
22 Лютова С.Н. Архетипический политеизм М. Цветаевой и неоязычество в русской культуре XX в. // М. Цветаева: Эпоха, культура,
судьба: Десятая цветаевская международная научно-тематическая конференция (9–11 октября 2002 г.): Сборник докладов. М., 2003. С. 395.
23 Хиллман Дж. Архетипическая психология. СПб., 1996. С. 88, 90–91, 92.
24 Вяч. Иванов. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994. С. 210.
25 Юнг К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов. Киев; М., 1997. С. 233.
26 Вяч. Иванов. Указ. соч. С. 209.
27 Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1996. С. 299.
28 Там же. С. 300–301.
29 Бродский И. Об одном стихотворении // Бродский о Цветаевой: интервью, эссе. М., 1998. С. 151–152.
30 С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1978.
31 Словарь поэтического языка Марины Цветаевой. В 4-х т. Т. 3. Кн. 1 / Сост. Белякова И.Ю., Оловянникова И.П., Ревзина О.Г. М.,
1999. С. 544.
32 Иванова О.А. Имена собственные и табуированные в поэмах Марины Цветаевой, написанных на народные сюжеты // Марина
Цветаева: Эпоха, культура, судьба: Сборник докладов Десятой цветаевской международной научно-тематической конференции (9 – 11
окт. 2002 г.). М., 2003. С. 356.
33 См. один из еѐ вариантов: «Три года Добрынюшка стольничел» // Былины / Сост. В.И. Калугин. М., 1991. С. 296.
34 Разова И.И. Фольклорные мотивы в поэме М.И. Цветаевой «Переулочки» // Культурно-имторический диалог: Традиция и текст.
СПб., 1993. С. 134 – 135.
35 Былины / Сост. В.И. Калугин. М., 1991. С.150.
36 В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: В четырѐх томах. М., 1956. Т. 2.
37 В тексте цитируемого мною издания, в слове протягива<ло> – видимо, опечатка: стоит –ю, которое я заменила на –ло.
38 Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996. С. 103–109.
39 Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1999. С. 264.
40 Купченко В. Жизнь Максимилиана Волошина: Документальное повествование. СПб., 2000. С. 10.
41 Лютова С.Н. Максимилиан Волошин: путями инобытия // Культурное пространство путешествий: Материалы научного форума
(8–10 апреля 2003 г.). СПб., 2003. С. 300.
42 Там же. С. 32.
43 Путником (нем.)
44 Например, у Клоделя: «Человек жил роем в наивном беспорядке». В переводе М. Волошина: «Человек живѐт, повинуясь двойной
неволе – инстинкта и традиции».
Относительно другого фрагмента комментатор А.М. Берѐзкин замечает: «Заключительная фраза в переводе Волошина имеет более оптимистический смысл, чем в оригинале, где слово «смерть» завершает главу» (4, 90, 622, 623).
45 Адамс В. Архетипическая школа // Кембриджское руководство по аналитической психологии. М., 2000. С. 171.
46 Волошина М.С. О Максе, о Коктебеле, о себе: Воспоминания. Письма / Сост. В. Купченко. Феодосия; М., 2003. С. 147.
47 Сартр Ж.П. Тошнота // Ж.П. Сартр. Избранные произведения. М., 1992. С. 8, 130–131, 134–136, 173.
48 Юнг К.Г. Психологические аспекты архетипа матери // К.Г. Юнг. Душа и миф: шесть архетипов. Киев; М., 1997. С. 248–249.
49 Юнг К.Г. Добро и зло в аналитической психологии // К.Г. Юнг. Аналитическая психология: прошлое и настоящее. М., 1995. С. 106.
Скачать