Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия

…Жизнь - бесконечное познанье.... Возьми свой посох и иди! ...И я иду....

Максимилиан Волошин

Сайт выполнен в рамках проекта РГНФ 16-34-00032 «М.А.Волошин в отечественной литературной и философской критике»
Главная / Волошин: pro et contra / Семь сонетных прозрений о Максимилиане Волошине

Семь сонетных прозрений о Максимилиане Волошине

Статья написана для настоящего издания.

Примечания:

1  Гете И. В. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1964. С. 353.
2 Волошин М. А. СС, 7–1, 162.
3 Лавров А. В. Жизнь и поэзия Максимилиана Волошина // Русские символисты. Этюды и разыскания. М.: Прогресс-Плеяда, 2007. С. 54.
4 Волошин М. Чему учат иконы? // Лики творчества. Л.: Наука, 1988. С. 294.
5 Кошемчук Т. А. Сонеты Максимилиана Волошина. Автореф. дис. к. ф. н. Тбилиси, 1990.
6 Сугай Л. А., Перфильева Т. В. Единство противоположностей: венок сонетов и верлибр в поэзии Максимилиана Волошина // Материалы Международной конференции «Судакский Парнас — III». Феодосия, 2016. С. 229–230.
7 Сонет публикуется по тексту антологии «Образ поэта. Максимилиан Волошин в стихах и портретах современников» (Сост. В. Купченко. Феодосия; М., 1997. С. 12).
8 См.: Смирнов М. Последний Соловьёв: жизнеописание Сергея Михайловича Соловьева. М.: Прогресс-Традиция, 2014.
9 Лавров А. В. «Продолжатель рода» — Сергей Соловьёв // Русские символисты: этюды и разыскания. М.: Прогресс-Плеяда, 2007. С. 115.
10 В 1907 г. С. Соловьёв посетил Волошина в Коктебеле дважды: в мае и в июле.
11 Скрипкина В. А. Творчество С. М. Соловьёва (1885–1943) в свете культурологических тенденций эпохи. Автореф. дис. д. ф. н. М., 2005.
12 Выражение А. Ф. Лосева цит. по: Левичев И. Концепт «Amori et dolori» в сонете М. Волошина «Грот нимф» // Toronto Slavic Quarterly. № 45. 2013. С. 156.
13 Например: Арефьева Н. Г. Античные мотивы в творчестве М. Волошина. Автореф. дис. к. ф. н. М., 1999.
14 Сонет публикуется по тексту антологии «Образ поэта. Максимилиан Волошин в стихах и портретах современников». С. 18.
15 Герцык Е. Воспоминания. М.: Моск. рабочий, 1996. С. 137–153.
16 Там же. С. 138.
17 Там же. С. 141.
18 Там же. С. 498.
19 Там же. С. 141–142.
20 Письмо А. К. Герцык М. А. Волошину зимой 1908 г. // Сёстры Герцык. Письма. Сост. Т. Н. Жуковская. СПб.: Инапресс; М.: Дом-музей М. Цветаевой, 2002. С. 140.
21 На венчании А. Герцык и Д. Жуковского в Париже в декабре 1908 г. Максимилиан Волошин был шафером.
22 Письмо А. К. Герцык М. А. Волошину от 14 октября 1908 г. // Сёстры Герцык. Письма. С. 140.
23 Письмо А. К. Герцык М. Волошину от 2 мая 1912 г. // Сёстры Герцык. Письма. С. 149.
24 Кошемчук Т. А. Волошин: о полюсе «contra» в восприятии личности поэта. Цит. по рукописи.
25 Герцык Е. Воспоминания. С. 149.
26 Волошин М. Голоса поэтов // Лики творчества. С. 544.
27 Куприяновский П. В., Молчанова Н. А. Бальмонт. М.: Молодая гвардия, 2014. С. 49.
28 Волошин М. Зарево зорь // Лики творчества. С. 539.
29 Переписка К. Бальмонта и М. Волошина опубликована З. Давыдовым и В. Купченко. См.: Наше наследие. 1989. № 1.
30 Гайя (Гая) — гора в Индии, центр паломничества буддистов.
31 Этот сонет был написан 10 марта 1914 г. и отправлен Волошину в письме от 30 июня 1915 г.
32 Сонет впервые опубликован: Вестник РСХД. Париж; Нью-Йорк, 1971. № 10.
33 Стихотворение-автограф на книге К. Бальмонта «Звенья. Избранные стихи» (М.,1913) в коктебельской библиотеке М. Волошина. Публикуется по тексту антологии «Образ поэта. Максимилиан Волошин в стихах и портретах современников». С. 30.
34 Мария Павловна Кювилье, в первом браке Кудашева (1895–1985), во втором — Роллан. Собирательное впечатление о Майе Кювилье периода её жизни в России читается в дневнике современницы: «Француженка Кювилье, поэтесса, авантюристка от природы, русская княгиня. Умная, цепкая, делает в жизни всё, что хочет. <…> …Чрезвычайно интересная собеседница, но, сохрани Бог, всех моих друзей и недругов близко приблизиться в жизни к ней. <…> …Может пленить, очаровать, странно заинтересовать, привлечь к себе каждого, кто подвернётся ей по дороге…» (Из дневника Ольги Бессарабовой. Цит. по: Обатнин Г. В. Кювилье, Иванов и Беттина фон Арним // Россия и Запад. Сборник статей в честь 70-летия К. М. Азадовского. М.: НЛО, 2011. С. 350).
35 Образ поэта. Максимилиан Волошин в стихах и портретах современников. С. 30.
36 См.: Куприяновский П. В., Молчанова Н. А. Бальмонт.
37 Цит. по: Куприяновский П. В., Молчанова Н. А. Бальмонт. С. 48.
38 Пинаев С. Максимилиан Волошин, или Себя забывший бог. М.: Молодая гвардия, 2005. С. 215.
39 Бунина С. Н. Поэты маргинального сознания в русской литературе начала XX века. Автореф. дис. д. ф. н. М., 2006.
40 Сонет публикуется по тексту издания «Образ поэта. Максимилиан Волошин в стихах и портретах современников». С. 48.
41 См.: Стернин Г. Ю. Два века. XIX–XX: Очерки русской художественной культуры. М., Галарт, 2007.
42 Кроме представляемого здесь сонета, в 1926 г. А. А. Сидоров написал оду «М. А. Волошину».
43 Цит. по изд.: Пинаев С. М. Максимилиан Волошин, или Себя забывший бог. С. 430.
44 Каждому из этих поэтов посвящено философско-критическое эссе М. Волошина в книге «Лики творчества» (Л., 1988): Вилье де Лиль Адану — «Апофеоз мечты» (С. 11–33); «Барбэ д’Оревильи» (С. 34–53); «Поль Клодель» (С. 70–95).
45 Волошин М. Судьба Льва Толстого // Лики творчества. С. 529.
46 Впервые сонет был опубликовано в антологии «Образ поэта. Максимилиан Волошин в стихах и портретах современников». С. 102. В данном издании сонет публикуется в соответствии с автографом поэта, хранящимся в семейном архиве Т. Н. Жуковской.
47 Жуковский Д. Несколько мемуарных и критических опытов // Таинства игры. Аделаида Герцык и её дети. Сост. Т. Н. Жуковская. М.: Эллис Лак, 2007. С. 83.
48 Жуковский Д. Мысли о детстве и младенчестве // Таинства игры. Аделаида Герцык и её дети. С. 205.
49 Письмо Д. Жуковского к Е. К. Герцык из Судака от 2 августа 1930 г. // Сёст-ры Герцык. Письма. С. 227.
50 Там же.
51 Там же. С. 229.
52 Письмо Д. Жуковского к Е. К. Герцык от 23 сентября 1935 г. // Сёстры Герцык. С. 351.
53 Жуковский Д. Несколько мемуарных и критических опытов. С. 90.
54 Кошемчук Т. А. Сонеты Максимилиана Волошина. С. 7.
55 Купченко В. П. «Я — голос внутренних ключей…» // Воло шин М. А. История моей души / Сост. В. П. Купченко. М.: Аграф, 1999. С. 5–6.
56 Таль Б. Поэтическая контрреволюция в стихах М. Волошина. / На посту. № 1. 1923.
57 Сонет публикуется по тексту сайта Стихи.ру.
58 Пробштейн Я. О Владимире Микушевиче // Одухотворённая земля. Книга о русской поэзии. — Интернетресурс.
59 Микушевич В. Катарсис в поэзии Пастернака // Академические тетради. Выпуск первый. Герменевтика и понимание художественного текста. — Интернетресурс.
60 Микушевич В. Смутный порыв Гёте // Сеанс. № 47–48. — Интернетресурс.
61 Микушевич В. Катарсис в поэзии Пастернака. — Интернетресурс.
62 Можно предположить, что метафора кентавра как двойственной сущности поэта могла войти в поэзию Микушевича из образного мира немецкого поэта-экспрессиониста Готфрида Бенна, у которого ещё в 50-е гг. он перевёл множество стихотворений и глубоко изучил его жизнь и творчество. По собственному признанию Владимира Борисовича, именно с Готфрида Бенна ему открылся мир поэзии, особенно XX в. Весьма показательно для нашего разыскания такое рассуждение Бенна: «Наш культурный мир начал с двоящихся образов — сфинксов, кентавров, богов с пёсьими головами, а закончил в нашем лице двойной жизнью: мы думаем совсем не то, что мы есть» (цит. по: Зейферт Е. И. «Двойная жизнь» Готфрида Бенна // Зейферт Е. И. Ловец смыслов, или Культурные слои. Книга критики. М.: МСНК-пресс, 2010. С. 251). Однако у В. Микушевича сложилось иное понимание двойственности поэта.
63 Сабашникова М. Зеленая Змея. История одной жизни. М.: Энигма, 1993. С. 140.
64 Микушевич В. Отродье кошки и кобылы // Новая Юность. 1997. № 4.
65 Хирон родился в Фессалии; произошёл от бога Кроноса (или даже Посейдона) и океаниды Фетиды; был в учении у самого Аполлона и Артемиды. Овладев искусствами охоты, врачевания, музыки, прорицательства, стал воспитателем многих греческих героев. Как знаток целебных трав и родоначальник медицины, известен в качестве наставника Асклепия. Отличался добротой и мудростью. В гомеровской «Илиаде» Хирон назван «справедливейшим их кентавров». Имея божественное происхождение, Хирон обладал бессмертием, но, по легенде, пожертвовал свою жизнь ради бессмертия Прометея.
66 Сонет публикуется по тексту сайта Е. Громовой «Благословенная Таврида».
67 Дурылин С. Н. Киммерийские пейзажи М. Волошина в стихах // XV Воло-шинские чтения. Коктебель, 2009. Симферополь, 2011. С. 206.
68 Кошемчук Т. А. Русская поэзия 19 — начала 20 века в христианском контексте: онтологические и антропологические аспекты поэтических концепций. Дис. … д. ф. н. СПб., 2006. С. 23.
Скачать