Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия

…Жизнь - бесконечное познанье.... Возьми свой посох и иди! ...И я иду....

Максимилиан Волошин

Сайт выполнен в рамках проекта РГНФ 16-34-00032 «М.А.Волошин в отечественной литературной и философской критике»
Главная / Волошин: pro et contra / Поэтическая контрреволюция в стихах М. Волошина

Поэтическая контрреволюция в стихах М. Волошина

Впервые: На посту. 1923. № 4. Стб. 151–164. Печатается по указанному изданию.

В начале 20-х гг. в советской печати Волошин воспринимался то как «поэт большой и, хоть не родной, но и не враждебный» (см.: Труды и дни, с. 159), то в его стихах усматривается «интеллигентская мешанина из великороссийского национализма, православного благочестия и слюнявого брюзжания и филистерского воздыхания по поводу ужасов революции и гражданской войны» (там же, с. 160) или «чаяния русской буржуазии» (Там же. С. 182), а сам он как «нудный расслабленный мистик» (в статье Г. Лелевича). Статья Б. Таля определила отношение к Волошину на последующие годы.

Примечания:

1 «Красная новь» — первый послереволюционный литературный журнал, выходивший с 1921 по 1941 г., печатал стихотворения М. Волошина.
2 Л. Сосновский опубликовал в газете «Правда» (1923 г., 1 июня) статью «На идеологическом фронте. Кто и чему обучает нашу молодежь?» с протестом против книги Львова-Рогачевского, и в частности против высокой оценки Волошина.
3 Цитируется последнее четверостишие стихотворения М. Волошина «Гражданская война».
4 Зноско-Боровский Е. А. (1884–1954) — р усский шахматист, литератор, сотрудник журнала «Аполлон». Секундант Н. Гумилева в дуэли с М. Волошиным. С 1920 г. в Париже. В эмиграции выступал как литературный критик, в частности писал и о Волошине, ему принадлежит статья ««Стихи о терроре» М. Волошина» (Последние новости. Париж, 1923. № 218, 20 сентября), которую цитирует Б. Таль.
5 О рецензии Зноско-Боровского Волошин пишет В. В. Вересаеву, приславшему ему статью Б. Таля («гнуснейшую», по характеристике Вересаева): «…что удивительно — это, что цитируемая эмигрантская статья Зноско-Боровского (сразу видно — приятель, бывший секретарь «Аполлона») еще гнуснее. Перед нею общий тон статьи Таля кажется даже совсем благородным» (СС, 12, 770).
6 Последняя строфа стихотворения М. Волошина «Святая Русь», ср. в СС, 1, 258:

В грязь лицом тебе ль не поклонюсь, 

След босой ноги благословляя, — 

Ты — бездомная, гулящая, хмельная, 

Во Христе юродивая Русь!

7 Начало стихотворения М. Волошина «Мир». Ср.: «Распродали на улицах…» (СС, 1, 259).
8 В. В. Вересаев отмечает в статье Таля, кроме «передержек, подтасовок цитат и доносительства», и «ряд физических неправд», которые нужно опровергнуть, в том числе — спасение «белых генералов» (СС, 12, 773). Генерал, о котором идет речь, — Н. А. Маркс, известный как «красный генерал». Об ответе М. Волошина на статью Б. Таля см.: Лавров А. В. Два меморандума Максимилиана Волошина // Русские символисты. Этюды и разыскания. М.: Прогресс-Плеяла, 2007. С. 333–338.
9 У Волошина слово «Господи» с прописной буквы, также и «Монгол».
10 У Волошина: «внутреннего Града».
11 Из стихотворения «Европа». Ср.: «Пусть SCLAVUS — раб, но Славия есть СЛАВА…» (СС, 1, 267).
12 Ср. (СС, 1, 349–350):

Но мы не покорились: <…> 

На дне темниц мы выносили силу 

Неодолимую любви, и в пытках 

Мы выучились верить и молиться 

За палачей…

13 Характерный пример «передергивания» в цитате. Северовосток — ветер, символизирующий линию исторического — трагического — движения России и ее государственности, и эту судьбу приветствует Волошин (не приход большевиков в Крым).
14 Цитата из стихотворения М. Волошина «Северовосток», ср.: «Жгучий ветр полярной преисподней, // Божий Бич! приветствую тебя» (СС, 1, 337).
15 У Волошина: Плотник-Царь (СС, 1, 257)
16 У Волошина: «у Бога».
17 «Красная новь» (1922. № 3. С. 3–8.) опубликовала стихотвоерния «Меч», «Порох», «Пар» (из цикла «Путями Каина»). Далее цитируются названные главы цикла с некоторыми смещениями стихотворных строк. По примечению Б. Таля: «Все приведенные здесь цитаты взяты из отрывков поэмы М. Волошина «Путями Каина», помещенных в книге 3-ей журн. «Красная Новь» за 1922 г., стр. 8–14».
18 Сокращение строки в цитате искажает смысл, ср.: «…меч / Пылающий в деснице Серафима: / Символ земной любви, / Карающей и мстящей, / Мир рассекающей на «Да» и «Нет», / На зло и на добро».
19 Здесь сокращение цитаты, ср.: «…Немыслимыми сделали молитву, / Беседу, размышленье; превратили / Царя вселенной — в смазчика колес».
20 Еще один факт из «ряда физических неправд» статьи Б. Таля (Таль дает ссылку: «Детинец», сборник первый, Берлин 1922, книгоиздательство «Детинец», стр. 3–5). Это, по словам В. В. Вересаева в его письме Волошину от 28 декабря 1923 г., требует опровержения в условиях начавшейся против него кампании. Вересаев предлагает Волошину заявить, что заграничные издания печатают его стихи без его ведома и согласия (см.: СС, 12, 772–773). О публикации стихотворения см.: СС, 1, 557.
21 Последняя редакция в СС, 1, 364: «По всему полю — / Дикому — Великому — / Кости сухие — пустые, / Мертвые — желтые…»
22 Произвольная интерпретация Б. Таля.
23 Ср. в СС, 1, 365: «С четырех сторон, / С четырех ветров / Дохни, Дух! / Оживи кость!»
24 Ср. там же: «Так — / встань, Русь! поднимись, / Оживи, соберись, срастись — / Царство к царству, племя к племени».
25 У Волошина: Царство Русское.
26 См.: СС, 1, 366: «Будьте, слова мои, крепки и лепки, / Сольче соли, / Жгучей пламени… / Слова замкну, / А ключи в Море-Океан опущу».
Скачать