Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия

…Жизнь - бесконечное познанье.... Возьми свой посох и иди! ...И я иду....

Максимилиан Волошин

Сайт выполнен в рамках проекта РГНФ 16-34-00032 «М.А.Волошин в отечественной литературной и философской критике»
Главная / Волошин: pro et contra / Максимилиан Волошин в контексте истории русской философии (К 130-летию со дня рождения М. А. Волошина)

Максимилиан Волошин в контексте истории русской философии (К 130-летию со дня рождения М. А. Волошина)

Впервые: Столович Л. Н. Максимилиан Волошин в контексте истории русской философии (К 130-летию со дня рождения М. А. Волошина) // Вопросы философии. 2008. № 3. С. 133–146. Печатается в сокращении по этому изданию.

Примечания:

1 Лавров A. B. Жизнь и поэзия Максимилиана Волошина // Волошин М. Стихотворения и поэмы. СПб.: Наука, 1995. С. 19. См. также с. 15, 66. В дальнейшем в ссылках на это издание страницы будут даваться в тексте в скобках.
2 Там же.
3 Об отношениях Волошина и Флоренского см.: Никитин В. А., Купченко В. П. П. А. Флоренский и М. А. Волошин // МИНУВШЕЕ. Исто рический альманах. № 6. М.: Феникс, 1992. С. 325–333.
4 На своей книге, хранящейся в Доме-музее М. А. Волошина, Г. Г. Шпет сделал надпись: «Дорогому Максимилиану Александровичу Волошину с искренним уважением, неколебимой симпатией и с искренним приветом Коктебелю от автора».
5 Знакомство Волошина с античной философией и ее влияние на его творчество обстоятельно выявлены в монографии Н. Г. Арефьевой «Максимилиан Волошин и античность» (Астрахань: Изд. Астраханского гос. педагогического университета, 2000. С. 13–65).
6 Воспоминания о Максимилиане Волошине. С. 30, 37.
7 Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука, 1988. С. 289. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте указанием в скобках: «Лики» и страницы.
8 Купченко В. Странствие Максимилиана Волошина. Документальное повествование. СПб.: Logos, 1997. С. 178, 179. Влияние антропософии на Волошина детально прослеживается в статьях Н. К. Бонецкой «Максимилиан Волошин — поэт, мифотворец, маг» (I–III) (Антропософия в современном мире. 2005. № 14, № 15; 2006, № 16 — в Интернете:
http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=43:
http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=44;
http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=39).
См. подборку высказываний М. А. Волошина о теософии: «Максимилиан Волошин о теософии» (Антропософия в современном мире. 2004. № 10/11) — в Интернете:
http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=54.
9 В 1920 г. Флоренский записывает: «И всю свою жизнь я думал только об одной проблеме, о проблеме СИМВОЛА» (Флоренский П., священник. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М., 1992. С. 153).
10 См.: Волошин М. «Средоточье всех путей…» Избранные стихотворения и поэмы. Критика. Дневники. М.: Моск. Рабочий, 1989. С. 545.
11 См. там же. С. 554.
12 Флоренский П. Столп и утверждение истины. Т. 1–11. М., 1990 (репринтное воспроизведение издания книги «Столп и утверждение истины» 1914 г.). С. 147.
13 См. об этом тезисы доклада О. Я. Поварковой «Два опыта прочтения иконы: М. А. Волошин и П. А. Флоренский» (Волошинские чтения-89. Материалы Волошинских чтений 1989 г. (тезисы докладов, статьи, сообщения). Коктебель, 1995. С. 81–83).
14 Флоренский П. ИКОНОСТАС. Избранные труды по искусству. СПб.: Мифрил, 1993. С. 44, 106–107, 107.
15 См.: Волошин М. «Средоточье всех путей…» С. 591.
16 Воспоминания о Максимилиане Волошине. С. 31. Об отношении Воло шина к философии Л. Бергсона см.: Wallrafen Claudia. Maksimilian Vološin als Künstler und Kritiker // Slavische Beiträge. Bd. 153. München, 1982; Шкуропат И. И. М. Волошин и философия А. Бергсона // Волошинские чтения-89. Материалы Волошинских чтений 1989 г. (тезисы докладов, статьи, сообщения). Коктебель, 1995. С. 47–66.
17 Н. К. Бонецкая в статье «Эстетика М. А. Волошина» (Вопросы философии. 2007. № 1) утверждает «о тождестве волошинской философии времени представлениям дзэн-буддизма» (с. 123). Не отрицая воздействия на понимание Волошиным времени дзэн-буддизма, думается, что нельзя не учитывать влияния в этом отношении Бергсона и диалектическую интуицию времени самого поэта.
18 О символистической концепции Д. С. Мережковского см.: Столович Л. Н. История русской философии. Очерки. М.: Республика, 2005. С. 341–346.
19 См.: Белый Андрей. Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности. Воспоминания о Штейнере. М.: Республика, 2000.
20 Цитата неточная, ср. у Волошина: «Ткань духа своего, разодранного миром». —Примеч. сост.
21 Волошин М. Из литературного наследия. I. СПб.: Наука, 1991. С. 196.
22 См.: Волошин М. «Средоточье всех путей…». Избранные стихотворения и поэмы. Проза. Критика. Дневники. С. 546.
23 Бердяев Н. А. Духи русской революции // Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 250.
24 Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMCA-Press, 1955 г. М.: Наука, 1990. С. 120.
25 Волошин М. Из литературного наследия. II. СПб.: Алетейя, 1999. С. 176.
Скачать