Аполлон Мышиный
- Волошин: эпоха и жизнь
- Творчество
- Волошин: pro et contra
- Исследования
- Библиография
- Волошин -художник
- Волошинские места
- Новости
- Алимов С. А. (1)
- Альтман М. С. (1)
- Амфитеатров А. В. (1)
- Андрей Белый (3)
- Анненский И. Ф. (1)
- Аренс Л. А. (1)
- Арнольд Ф. К. (1)
- Архиппов Е. Я. (1)
- Бабкин Д. С. (1)
- Бальмонт Е. А. (1)
- Басалаев И. М. (1)
- Белозерская Л. Е. (1)
- Бенуа А. Н. (1)
- Березарк И. Б. (1)
- Бетаки В. П. (1)
- Бобрицкий В. В. (1)
- Бонецкая Н. К. (1)
- Бунин И. А. (1)
- Бунина С. Н. (1)
- Вересаев В. В. (1)
- Войтоловский Л. Н. (1)
- Волошина М. С. (1)
- Вяземская В. О. (1)
- Вяч. Иванов (1)
- Герцык Е. К. (1)
- Гинцбург Р. М. (1)
- Гиппиус З. Н. (2)
- Говсиевич Е. Р. (2)
- Голенищев-Кутузов И. Н. (1)
- Голлербах Э. Ф. (3)
- Горбачёв Г. Е. (1)
- Горнунг Л. В. (1)
- Дмитриева Е. И. (1)
- Дымшиц-Толстая С. И. (1)
- Дьяконов М. А. (1)
- Евстигнеева Л. А. (1)
- Елгаштина З. И. (1)
- Жуковская Т. Н. (1)
- Иванов С. Л. (1)
- Изергина М. Н. (1)
- Ильинская Н. И. (1)
- Келдыш В. А. (1)
- Кибальчич В. (1)
- Килунов A. Ф. (1)
- Кленовский Д. И. (1)
- Корнеева Л. Н. (1)
- Костенко К. Е. (1)
- Кошемчук Т. А. (3)
- Кривошапкина Е. П. (1)
- Кругликовой Е. С. (1)
- Кузмин М. А. (1)
- Куприянов И. Т. (1)
- Купченко В. П. (1)
- Кустодиев Б. М. (1)
- Лавров А. В. (1)
- Ланн Е. Л. (1)
- Лев Озеров (1)
- Левичев И. В. (1)
- Лелевич Г. (1)
- Леман Б. А. (1)
- Леонов Л. М. (1)
- Липкин С. И. (1)
- Лурье А. Н. (1)
- Львов-Рогачевский В. Л. (1)
- Лютова С. Н. (3)
- Маковский С. К. (1)
- Мануйлов В. А. (2)
- Маревна (1)
- Менделевич Э. С. (1)
- Микушевич В. Б. (1)
- Миндлин Э. Л. (1)
- Наровчатов С. С. (1)
- Оболенская Ю. Л. (1)
- Орлов В. Н. (1)
- Остроумова-Лебедева А. П. (1)
- Пархоменко Г. Ф. (2)
- Пинаев С. М. (3)
- Прокофьев С. О. (1)
- Райс Э. М. (1)
- Рогович В. Я. (1)
- Рогозинский В. (1)
- Рождественский В. А. (2)
- Розенталь Э. М. (1)
- Рыкова Н. Я. (1)
- Сабашникова М. В. (2)
- Садовской Б. А. (1)
- Сахарова Е. М. (1)
- Свасьян К. А. (1)
- Селивановский А. П. (1)
- Смирнов Г. Б. (1)
- Смирнов И. С. (1)
- Соловьев Э. Ю. (1)
- Сосновский Л. С. (1)
- Столович Л. Н. (1)
- Таль Б. М. (1)
- Толстой А. Н. (1)
- Фейнберг Л. Е. (1)
- Филиппов Б. А. (1)
- Философов Д. В. (1)
- Ходасевич В. Ф. (1)
- Хрустачев Н. И. (1)
- Цветаева М. И. (1)
- Цветков В. И. (1)
- Цетлин М. О. (1)
- Черкезова М. В. (1)
- Чуковский К. И. (1)
- Чуковский Н. К. (1)
- Шенгели Г. А. (1)
- Шмелева Т. В. (1)
- Шнапир Г. А. (1)
- Шнапир Е. А. (0)
- Эренбург И. Г. (4)
Примечания:
1 Цит. по примечанию 12 к статье Волошина «Аполлон и мышь» (А. М. Бе-резкин) // Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука, 1989. С. 625.
2 См.: Штейнер Р. Очерк тайноведения. Ереван, 1992. С. 187, 165.
3 Волошин М. История моей души. М.: Аграф, 2000. С. 133.
4 См.: Воспоминания о Максимилиане Волошине. Особенно см. в данном изд.: Вересаев В. Коктебель. С. 442.
5 Волошин М. Аполлон и мышь // Волошин М. Лики творчества. С. 110.
6 Цитата из «Мира, как воли и представления» Шопенгауэра в «Рождении трагедии» Ницше. См.: Соч. в двух томах. Т. 1. М., 1990. С. 61.
7 Аскетический термин: именно в тонком сне подвижника посещают видения сверхчувственной реальности.
8 Волошин М. Аполлон и мышь. С. 98.
9 Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. С. 61.
10 Штейнер Р. Очерк тайноведения. С. 193.
11 Штейнер Р. Очерк тайноведения. С. 192.
12 Соловьевский синтез теологии, философии и естествознания имеет преимущественно гносеологическую окраску, тогда как синтез антропософии и искусства, становящийся, по мысли Волошина, религией Аполлона, ориентирован, скорее, оккультно-эстетически.
13 Сюда надо добавить и волошинскую живопись: чем как не «аполлиниче-скими снами» являются его акварели с киммерийскими видами?
14 Тогда как Иванов позиционирует себя как теоретика «большого» — «соборного», всенародного искусства.
15 Волошин М. Аполлон и мышь. С. 98.
16 Волошин М. Аполлон и мышь. С. 100.
17 Там же.
18 Волошин М. Аполлон и мышь. С. 111.
19 «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав», — поем мы на Пасху.
20 Намеки на то, что Аполлон есть «бог мгновений» (именно эта Аполлонова ипостась занимает Волошина), все же присутствуют и в «Рождении трагедий» Ницше. Хотя у Ницше они не проблематизированы и носят как бы случайный характер, обратим все же внимание на то место его трактата, где наличествует указание на связь Аполлона с идеей времени. Связь эта, впрочем, очевидна для Ницше, именем Аполлона он помечает область явлений — но ведь в явлении сущность обнаруживается как раз во времени. Тем не менее в тайну времени Ницше специально не углублялся: для него более принципиальным было представление о вечной основе мира, отданной им в распоряжение Дионису. Вот намек Ницше на некую связь Аполлона с мгновением — временем как таковым: в имени Аполлона, утверждает Ницше, «мы объединяем все те бесчисленные иллюзии прекрасного кажущегося, которые в каждое данное мгновение делают существование вообще достойным признания и ценностью и побуждают нас пережить и ближайшее мгновение» (с. 156 указ. изд.). Если здесь Аполлон, действительно, выступает как «вождь времени», «бог мгновений», то в следующих словах Ницше «аполлонический сон» связывается с вечностью. В пластическом искусстве, утверждает Ницше, «Аполлон преодолевает страдание индивида лучезарным прославлением вечности явления» (с. 121). Волошину во всем трактате Ницше оказались особенно близкими именно эти идеи о парадоксе Аполлона — бога как времени, так и вечности.
Скачать