Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия

…Жизнь - бесконечное познанье.... Возьми свой посох и иди! ...И я иду....

Максимилиан Волошин

Сайт выполнен в рамках проекта РГНФ 16-34-00032 «М.А.Волошин в отечественной литературной и философской критике»
Главная / Волошин: эпоха и жизнь / «Весы». Воспоминания сотрудника

«Весы». Воспоминания сотрудника

Впервые: Воспоминания о Максимилиане Волошине. Печатается в сокращении по этому изданию. С. 145–146.

Примечания:

1 Койранский Александр Арнольдович (1884–?) — поэт и критик. Не выпустил ни одной книжки стихов.
2 См. письмо М. Волошина А. М. Петровой 14/27 августа 1901 г. (СС, 8, 608) о необходимости художественного журнала: «У нас позволяют только глумиться над так называемым “декадентством” (слово, которого в Европе не существует) и ни строчки не позволяют написать для объяснения действительно великого значения того громадного движения в искусстве, которое происходит теперь».
3 Фраза: «Вся юность Валерия Брюсова прошла перед дверьми публичного дома» — появилась в рецензии Волошина на 1-й том стихов Брюсова «Пути и перепутья» (газета «Русь». 1907. 29 декабря), вызвав ряд нападок автора на рецензента. Однако сам Брюсов впоследствии подтвердил: «Мне было лет 12–13, когда я узнал “продажную любовь” и заглянул в область кафе-шантанов и “веселых домов”. Эти соблазны оказались для меня столь неодолимы, что я стал посвящать им значительную часть своего времени» (Брюсов В. Автобиография // Русская литература XX века. Вып. 1. М., 1914. С. 104).
4 Имеется в виду статья Волошина «Весенний праздник тела и пляски» (Русь. 1904. 22 апреля. № 129).
5 Утверждение безосновательно. Волошин писал: «В первую минуту, когда распространилась весть об уничтожении репинской картины “Иван Грозный и сын его Иван”, волнение, вызванное катастрофой, ничем не отличалось от того чувства, которое охватило нас при исчезновении Джоконды… Искусство же реставратора лишило катастрофу ореола безвозвратности и непоправимости. Поэтому сейчас для нас открыта возможность обсудить спокойно и всесторонне этот любопытный психологический эпизод…» (СС, 3, с. 313). См.: Волошин М. О Репине. М.: Оле-Лукойе, 1914. Первая статья, вошедшая в книгу, «О смысле катастрофы, постигшей картину Репина», была опубликована в газете «Утро России» 19 янв. 1913 (№ 16. С. 2).
6 Подобных утверждений в издании нет. См.: «То чувство, с которым Репин и Леонид Андреев создавали свои произведения, вполне формулировано криком Абрама Балашова: “Довольно крови! Довольно крови!”
Их жест творчества вполне соответствовал жесту Абрама Балашова, полосовавшего ножом репинское полотно. И Репин и Леонид Андреев в таком же безумии, вызванным исступлением жалости, полосовали ножом души своих зрителей и читателей» (Там же. С. 311).
Скачать