Безмятежный зимний Коктебель (фоторепортаж)
- Волошин: эпоха и жизнь
- Творчество
- Волошин: pro et contra
- Исследования
- Библиография
- Волошин -художник
- Волошинские места
- Алимов С. А. (1)
- Альтман М. С. (1)
- Амфитеатров А. В. (1)
- Андрей Белый (3)
- Анненский И. Ф. (1)
- Аренс Л. А. (1)
- Арнольд Ф. К. (1)
- Архиппов Е. Я. (1)
- Бабкин Д. С. (1)
- Бальмонт Е. А. (1)
- Басалаев И. М. (1)
- Белозерская Л. Е. (1)
- Бенуа А. Н. (1)
- Березарк И. Б. (1)
- Бетаки В. П. (1)
- Бобрицкий В. В. (1)
- Бонецкая Н. К. (1)
- Бунин И. А. (1)
- Бунина С. Н. (1)
- Вересаев В. В. (1)
- Войтоловский Л. Н. (1)
- Волошина М. С. (1)
- Вяземская В. О. (1)
- Вяч. Иванов (1)
- Герцык Е. К. (1)
- Гинцбург Р. М. (1)
- Гиппиус З. Н. (2)
- Говсиевич Е. Р. (2)
- Голенищев-Кутузов И. Н. (1)
- Голлербах Э. Ф. (3)
- Горбачёв Г. Е. (1)
- Горнунг Л. В. (1)
- Дмитриева Е. И. (1)
- Дымшиц-Толстая С. И. (1)
- Дьяконов М. А. (1)
- Евстигнеева Л. А. (1)
- Елгаштина З. И. (1)
- Жуковская Т. Н. (1)
- Иванов С. Л. (1)
- Изергина М. Н. (1)
- Ильинская Н. И. (1)
- Келдыш В. А. (1)
- Кибальчич В. (1)
- Килунов A. Ф. (1)
- Кленовский Д. И. (1)
- Корнеева Л. Н. (1)
- Костенко К. Е. (1)
- Кошемчук Т. А. (3)
- Кривошапкина Е. П. (1)
- Кругликовой Е. С. (1)
- Кузмин М. А. (1)
- Куприянов И. Т. (1)
- Купченко В. П. (1)
- Кустодиев Б. М. (1)
- Лавров А. В. (1)
- Ланн Е. Л. (1)
- Лев Озеров (1)
- Левичев И. В. (1)
- Лелевич Г. (1)
- Леман Б. А. (1)
- Леонов Л. М. (1)
- Липкин С. И. (1)
- Лурье А. Н. (1)
- Львов-Рогачевский В. Л. (1)
- Лютова С. Н. (3)
- Маковский С. К. (1)
- Мануйлов В. А. (2)
- Маревна (1)
- Менделевич Э. С. (1)
- Микушевич В. Б. (1)
- Миндлин Э. Л. (1)
- Наровчатов С. С. (1)
- Оболенская Ю. Л. (1)
- Орлов В. Н. (1)
- Остроумова-Лебедева А. П. (1)
- Пархоменко Г. Ф. (2)
- Пинаев С. М. (3)
- Прокофьев С. О. (1)
- Райс Э. М. (1)
- Рогович В. Я. (1)
- Рогозинский В. (1)
- Рождественский В. А. (2)
- Розенталь Э. М. (1)
- Рыкова Н. Я. (1)
- Сабашникова М. В. (2)
- Садовской Б. А. (1)
- Сахарова Е. М. (1)
- Свасьян К. А. (1)
- Селивановский А. П. (1)
- Смирнов Г. Б. (1)
- Смирнов И. С. (1)
- Соловьев Э. Ю. (1)
- Сосновский Л. С. (1)
- Столович Л. Н. (1)
- Таль Б. М. (1)
- Толстой А. Н. (1)
- Фейнберг Л. Е. (1)
- Филиппов Б. А. (1)
- Философов Д. В. (1)
- Ходасевич В. Ф. (1)
- Хрустачев Н. И. (1)
- Цветаева М. И. (1)
- Цветков В. И. (1)
- Цетлин М. О. (1)
- Черкезова М. В. (1)
- Чуковский К. И. (1)
- Чуковский Н. К. (1)
- Шенгели Г. А. (1)
- Шмелева Т. В. (1)
- Шнапир Г. А. (1)
- Шнапир Е. А. (0)
- Эренбург И. Г. (4)
Коктебель – особенное место на карте Крыма. Здесь каждая вершина, каждая бухта – неповторимы, обладают своим магнетизмом, прекрасны в любое время года.
Зимой на улицах поселка немноголюдно. В этом спокойствии по-особому воспринимаешь красоту местных пейзажей. Прогуливаясь по улицам Коктебеля, невозможно не наслаждаться видами Кара-Дага в перспективе взбегающих к нему улочек, или с набережной. Он имеет особое притяжение, по праву являясь одной из главных достопримечательностей Юго-Восточного Крыма и не уступая замечательным местам всей планеты.
Рассматривая Карадагский массив с побережья, в первую очередь взгляд останавливается на первой слева скале. Это Кок-Кая, высотой 314 метров. Она легко узнаваема, напоминая обращенный к морю профиль Волошина, изваянный самой природой после катастрофических обвалов и оползней 1911–1912 годов и крымского землетрясения 1927 года. Правее – хребет Магнитный, названный из-за аномального поведения магнитного поля в его границах. Еще правей взгляд поднимается к высшей точке хребта – круглому куполу горы Святая (576 м). И замыкает вершины Карадагского массива крайняя справа гора Легенер хребта Сюрю-Кая.
Существует предание, что гора Святая получила свое название из-за располагавшейся на ее вершине могилы святого, у которой исцелялись больные. Могила представляла собой большую длинную каменную плиту без каких-либо надписей, обложенную по бокам камнями и окруженную металлической оградой. Еще на рубеже ХIХ и ХХ веков существовала целая культовая церемония по перевозке больных в эти священные места. Больного оставляли у могилы, он засыпал. Обряд завершался толкованием сна с целью определения методов лечения. В благодарность за исцеление у могилы оставляли пожертвования в виде еды и монет. Возможно, это всего лишь легенда, не имеющая ничего общего с реальностью. Но по данным ученых эти места действительно обладают мощной геомагнитной энергетикой, что вполне могло влиять на состояние человека. Однако в советские годы решетку унесли, плиту разрушили, место осквернили.
На лесистом северо-восточном склоне горы Святой хорошо видна огромная серая заплата – незаживающая рана от карьера по добыче вулканической породы - трасса в 20-30-х годах прошлого столетия. О происхождении этой породы долго велись споры. Большинство ученых считало ее уплотнившимся, сцементированным в массу пеплом. Но, по определению академика Ф.Ю. Левинсона-Лессинга, изучавшего Кара-Даг в 20-х годах, трасс – очень своеобразная кислая по составу лава. Ценность трасса в том, что он служит отличной гидравлической добавкой к цементу, придающей ему стойкость против разъедающего действия морской воды.
В 1925 году на Святой горе начинаются работы по добыче породы. Уже через год от причала, построенного в устье Коктебельской балки, отошло первое судно, доставившее на новороссийский цементный завод «Пролетарий» первую партию плотной голубовато-зеленой породы. В 1930 году был заложен второй ярус трассового карьера; затем построена грузовая канатная дорога, доставлявшая вагонетки с трассом прямо к причалу. Планировалось и строительство цементного завода прямо на Кара-Даге: запасы трасса исчислялись более чем в 150 миллионов тонн. Однако война прервала разработки замечательной породы на Святой горе. После войны добыча трасса уже не возобновлялась. К счастью, возле самого Новороссийска была обнаружена хорошая гидравлическая добавка в виде горной породы трепел, и необходимость везти ее издалека отпала сама собой.
Спустившись к морю по улице Десантников, сворачиваем вправо - к Кара-Дагу, чтобы прогуляться вдоль кромки моря. Снегом припорошило все изъяны местности, приморозило грязь. Конечная точка прогулки – у границы Карадагского заповедника. Ранее эта территория детского лагеря «Прибой» принадлежала феодосийскому предприятию НИИ Аэроупругих систем. За ограждением начинается заповедная территория, и ходить там без сопровождения экскурсовода научной станции не рекомендуется.
Налюбовавшись заснеженным Кара-Дагом, отправляемся в обратный путь - к Дому Волошина. С Волошинской площади открывается прекрасный вид на противоположную сторону коктебельской бухты – хребты Биюк- и Кучук-Енишар, мысы Хамелеон и Киик-Атлама. Если присмотреться, то вдали можно рассмотреть подернутую дымкой гору Клементьева. Все эти вершины непохожие, своеобразные, особенные. Поэтому не удивительна их притягательность для творческих людей. В этих пейзажах угадывается схожесть с Грецией, Италией, Испанией, Диким Западом Америки и даже Японией.
Множество акварелей Максимилиана Волошина были написаны с образов Енишаров. Именно здесь родилась его Киммерия – поэтическое название Восточного Крыма, закрепившееся благодаря Волошину. Киммерией он называл восточную область Крыма от древнего Сурожа (Судака) до Босфора Киммерийского (Керченского пролива), в отличие от Тавриды, западной ее части (Южного Берега и Херсонеса Таврического).
Смысл этого противопоставления Киммерии Тавриде, Таврике заключался в том, что в бытность поэта Южнобережье покрылось дворцами и парками, а Восточный Крым сохранял свою первозданность. Эта особенность края вызывала у творца восхищение, находила отражение в его произведениях. Со слов очевидцев, художник запоминал пейзажи, прогуливаясь по холмам с посохом, и воспроизводил их в художественной мастерской. Свое последнее пристанище певец здешних мест Макс Волошин нашел на вершине Кучук-Енишар. Здесь же похоронена его жена Мария Степановна.
Бесспорно, именно Дом Волошина, как некогда культурный центр Коктебеля первой четверти ХХ столетия, выделяется на фоне строений поселка своей изящностью и какой-то удивительной праздничностью.
От Дома поэта идем дальше вдоль побережья и попадаем в ту часть поселка, где шло курортное строительство в послевоенный советский период. Тогда появились дом отдыха медицинских работников (современный пансионат «Голубой залив») и турбаза «Приморье». Создается ощущение, что прогулочная территория возле этих объектов является самой чистой и облагороженной частью Коктебеля, а потому не портит настроение после созерцания поэтичных.
Автор: Элеонора Ищенко
Смотреть фото: https://kafanews.com/novosti/153543/bezmyateshnyy-zimniy-koktebel_2019-01-16