Максимилиан Волошин — человек, поэт, антропософ
- Волошин: эпоха и жизнь
- Творчество
- Волошин: pro et contra
- Библиография
- Волошин -художник
- Волошинские места
- Новости
- Алимов С. А. (1)
- Альтман М. С. (1)
- Амфитеатров А. В. (1)
- Андрей Белый (3)
- Анненский И. Ф. (1)
- Аренс Л. А. (1)
- Арнольд Ф. К. (1)
- Архиппов Е. Я. (1)
- Бабкин Д. С. (1)
- Бальмонт Е. А. (1)
- Басалаев И. М. (1)
- Белозерская Л. Е. (1)
- Бенуа А. Н. (1)
- Березарк И. Б. (1)
- Бетаки В. П. (1)
- Бобрицкий В. В. (1)
- Бонецкая Н. К. (1)
- Бунин И. А. (1)
- Бунина С. Н. (1)
- Вересаев В. В. (1)
- Войтоловский Л. Н. (1)
- Волошина М. С. (1)
- Вяземская В. О. (1)
- Вяч. Иванов (1)
- Герцык Е. К. (1)
- Гинцбург Р. М. (1)
- Гиппиус З. Н. (2)
- Говсиевич Е. Р. (2)
- Голенищев-Кутузов И. Н. (1)
- Голлербах Э. Ф. (3)
- Горбачёв Г. Е. (1)
- Горнунг Л. В. (1)
- Дмитриева Е. И. (1)
- Дымшиц-Толстая С. И. (1)
- Дьяконов М. А. (1)
- Евстигнеева Л. А. (1)
- Елгаштина З. И. (1)
- Жуковская Т. Н. (1)
- Иванов С. Л. (1)
- Изергина М. Н. (1)
- Ильинская Н. И. (1)
- Келдыш В. А. (1)
- Кибальчич В. (1)
- Килунов A. Ф. (1)
- Кленовский Д. И. (1)
- Корнеева Л. Н. (1)
- Костенко К. Е. (1)
- Кошемчук Т. А. (3)
- Кривошапкина Е. П. (1)
- Кругликовой Е. С. (1)
- Кузмин М. А. (1)
- Куприянов И. Т. (1)
- Купченко В. П. (1)
- Кустодиев Б. М. (1)
- Лавров А. В. (1)
- Ланн Е. Л. (1)
- Лев Озеров (1)
- Левичев И. В. (1)
- Лелевич Г. (1)
- Леман Б. А. (1)
- Леонов Л. М. (1)
- Липкин С. И. (1)
- Лурье А. Н. (1)
- Львов-Рогачевский В. Л. (1)
- Лютова С. Н. (3)
- Маковский С. К. (1)
- Мануйлов В. А. (2)
- Маревна (1)
- Менделевич Э. С. (1)
- Микушевич В. Б. (1)
- Миндлин Э. Л. (1)
- Наровчатов С. С. (1)
- Оболенская Ю. Л. (1)
- Орлов В. Н. (1)
- Остроумова-Лебедева А. П. (1)
- Пархоменко Г. Ф. (2)
- Пинаев С. М. (3)
- Прокофьев С. О. (1)
- Райс Э. М. (1)
- Рогович В. Я. (1)
- Рогозинский В. (1)
- Рождественский В. А. (2)
- Розенталь Э. М. (1)
- Рыкова Н. Я. (1)
- Сабашникова М. В. (2)
- Садовской Б. А. (1)
- Сахарова Е. М. (1)
- Свасьян К. А. (1)
- Селивановский А. П. (1)
- Смирнов Г. Б. (1)
- Смирнов И. С. (1)
- Соловьев Э. Ю. (1)
- Сосновский Л. С. (1)
- Столович Л. Н. (1)
- Таль Б. М. (1)
- Толстой А. Н. (1)
- Фейнберг Л. Е. (1)
- Филиппов Б. А. (1)
- Философов Д. В. (1)
- Ходасевич В. Ф. (1)
- Хрустачев Н. И. (1)
- Цветаева М. И. (1)
- Цветков В. И. (1)
- Цетлин М. О. (1)
- Черкезова М. В. (1)
- Чуковский К. И. (1)
- Чуковский Н. К. (1)
- Шенгели Г. А. (1)
- Шмелева Т. В. (1)
- Шнапир Г. А. (1)
- Шнапир Е. А. (0)
- Эренбург И. Г. (4)
Примечания:
1 С. О. Прокофьев в своем докладе на конференции «Антропософия и духовные искания Максимилиана Волошина» (Коктебель, 2004 г.) цитирует неопубликованные во время создания статьи письма Волошина. Далее указаны источники цитат по СС. В отмеченной цитате соединены волошинские мысли из двух его писем. См. письмо Ю. Л. Оболенской 6/19 мая 1915 г.: «И вот антропософия… По существу всё принимаю… Но ведь мне ведь приходится все переводить на свой язык, на свои образы. А для антропософов — это ересь. Мне это нужно для того, чтобы быть свободным и творческим, а они все превращают в догмат и религию. А это не мой путь.
А в то же время я знаю, что и до встречи с антропософией мыслил исключительно в ее категориях и впредь буду мыслить не иначе» (СС, 10, 348–349).
Заключительная часть цитаты из письма Ю. Л. Оболенской 2/15 мая 1915 г.: «Я принимаю сущность и только формы перестраиваю для своей души» (СС, 10, 344).
2 Письмо Ю. Л. Оболенской 10 ноября 1913 г. // СС, 10, 59–61.
3 Письмо Ю. Л. Оболенской. 21–25 октября 1913 г. // СС, 10, 47.
4 Там же.
5 Там же.
6 См.: Цветаева М. Живое о живом.
7 См. стихотворение М. Волошина «Европа».
8 Письмо А. М. Петровой 1/14 марта 1906 г. // СС, 9, 231–232. Волошин о лице Р. Штейнера в другом письме: «…его лица невозможно
передать, потому что оно все — пламя воли, но не неподвижной, и не внешней, а горящей изнутри и каждый миг меняющейся» (СС, 10, 70).
9 «Автобиография» // СС, 7–2, 259.
10 Ср: «…художник должен перестрадать ту землю, которую он пишет. Он должен пережить историю каждой ее долины, каждого холма, каждого залива. Опыт сердца, исходившего тоской в ее сумерках, и опыт ступней, касавшихся всех ее тропинок, ему дают не меньше, чем впечатления глаза» (Волошин М. Константин Богаевский // СС, 5, 166).
11 См. письмо Ю. Л. Оболенской 10 марта 1914 года (СС, 10, 222).
12 СС, 7–2, 252.
13 Ср. о февральской революции: «Помню, как в те дни, когда праздновалась бескровность русской Революции, я говорил своим друзьям: «Вот признак, что русская Революция будет очень кровавой и очень жестокой». Говорил, потому что в то время писать об этом было нельзя, так как только что была завоевана свобода слова. А когда завоевывается свобода слова — свобода мысли кончается» (вторая редакция статьи «Самогон крови» // СС, 6–2, 783).
14 Речь идет о Солнце физическом, душевном и духовном как источнике света, жизни, любви. См. об этом, например: GA 208. S. 167. Или: Штейнер Р. О России: из лекций разных лет / Сост. Г. А. Кавтарадзе. СПб.: Ключи, 2013. С. 360–364.
15 Волошин сопоставляет революцию и спиритические сеансы: в духовную пустоту устремляются бесы («Россия распятая» // СС, 6–2, 453–464). Р. Штейнер использует образ стеклянного колокола, из-под которого выкачали воздух: как в это «безвоздушное, то есть безыдейное пространство», «в это пустое пространство устремляется воздух» так со свистом ворвалось «самое радикальное», имеющее «мало общего с самой Россией» (Штейнер Р. О России. С. 318–319).
16 Волошин («Россия распятая»): Россия «пройдет через ряд социальных экспериментов» и вернется к монархической форме (СС, 6–2, 460); далее, в связи с ролью евреев в революции, речь идет о «русской государственной смуте» и «социальных экспериментах, которым будет подвергаться Россия» (СС, 6–2, 491).
Р. Штейнер: «…то, что заявляет о себе в качестве большевизма, является инородным импортом» (Штейнер Р. О России. С. 322), цель его — «борьба против любой духовной жизни» (Там же. С. 323).
17 Волошин: «Внутреннее сродство теперешнего большевизма с революционным русским самодержавием разительно» («Россия распятая» // СС, 6–2, 491); «Великий Петр был первый большевик, // Замысливший Россию перебросить, // Склонениям и нравам вопреки, // За сотни лет к ее грядущим далям» («Россия» // СС, 1, 373). Р. Штейнер: большевизм, ленинизм и троцкизм «ничего общего не имеют с тем, что должно будет возникнуть на Востоке», это «разрушительные силы» из прошлого, «только продолжение старого царизма», Ленин — «царь, только в ином обличии» (Штейнер Р. О России. С. 328).
Скачать